Для
многих автолюбителей вопрос о том, когда лучше менять свечи зажигания —
в рекомендованный производителем машины или самих свечей срок или судя
по их фактическому состоянию, является таким же камнем преткновения, как
и то, стоит ли ездить на 92-м или 95-м бензине. Одни владельцы авто
строго придерживаются регламентных сроков, считая, что производителю
автомобиля виднее, когда этот расходный элемент лучше заменить. Другие
полагают, что раз свечи в нормальном состоянии, двигатель заводится с
«полпинка» даже в лютый мороз, то и менять их нужно не ранее 60-90 тысяч
километров пробега. Давайте разберемся, что может случиться с
автомобилем, если не менять свечи зажигания в указанные производителем
регламентные сроки. Зачем мотору свечи Для начала вспомним, какую
функцию выполняют свечи зажигания в двигателе. Эти устройства нужны,
чтобы образовавшейся в процессе включения зажигания искрой воспламенить
топливно-воздушную смесь в камере сгорания (цилиндре) мотора. Поджог
этой смеси производится при помощи электрического разряда в несколько
тысяч или десятков тысяч вольт, который возникает между электродами
свечи. Стандартная свеча зажигания состоит из нескольких компонентов: —
контактного вывода (предназначен для подключения свечи к высоковольтным
проводам системы зажигания или напрямую к катушке зажигания); —
изолятора (предохраняет свечу от перегревов, часть изолятора,
непосредственно прилегающая к центральному электроду, наиболее сильно
влияет на качество работы свечи зажигания); — ребер изолятора (предотвращают электрический пробой по его поверхности); — центрального и бокового электрода (между ними как раз и возникает искра, воспламеняющая топливно-воздушную смесь в цилиндре); — уплотнителя (служит для предотвращения проникновения горячих газов из камеры сгорания). Важной
характеристикой любой свечи зажигания является величина зазора между
центральным и боковым (боковыми) электродами. Именно от нее зависит,
насколько эффективно будет происходить поджог смеси в цилиндре. Чем
больше величина зазора, тем более мощной будет искра и масштабнее — зона
воспламенения. Соответственно, эффективнее будет сгорать топливо, а,
значит, стабильным будет его расход, плавным — работа двигателя. С
другой стороны, когда зазор между электродами свечи меньше, то искра
появляется раньше и пробой происходит при меньшем напряжении. Но вместе с
тем энергия искры меньше, что хуже для поджога смеси, а в конечном
итоге при уменьшенном зазоре снижаются мощностные и экономичные
характеристики двигателя. Также немаловажной характеристикой свечей
является их калильное число — это информация о предельно допустимой
температурной нагрузке свечи зажигания. Отечественные свечи зажигания
выпускаются с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. Зарубежные
производители единой шкалы калильных чисел не придерживаются. В
зависимости от величины калильного числа свечи разделяются на
«холодные», «горячие», средние и унифицированные. Если поставить слишком
«холодные» свечи (с большим калильным числом), затрудняется процесс их
самоочищения, и мотор будет работать с перебоями. При слишком «горячих»
возможно так называемое калильное зажигание, по своим симптомам и
разрушительным последствиям напоминающее детонацию двигателя. Какие бывают свечи В обиходе, свечи зажигания называют классическими, платиновыми и иридиевыми. Такие
названия они получили из-за материалов, которые применяются для
изготовления электродов. В классических свечах электроды — медные, в
платиновых изготовлены из платины, а иридиевые — из специального
иридиевого сплава. В некоторых классических свечах медные электроды для
надежности покрыты сплавом иттрия, который позволяет увеличить
устойчивость электродов свечей. Платиновые свечи хороши тем, что платина
обладает высокой коррозионной устойчивостью и стойкостью к высоким
температурам (практически не выгорают), что позволяет добиться
достаточно продолжительного срока эксплуатации. У иридиевых свечей —
схожие с платиновыми характеристики. Но самыми долговечными свечами
являются те, в которых электроды изготовлены из сплава платины и иридия. Ресурс свечей Срок
службы свечей зависит от многих факторов. Производители определяют
период эксплуатации этих элементов в зависимости от материалов, из
которых изготовлены электроды, приблизительных условий эксплуатации
(климатические условия, качество топлива и прочие). Так, для
классических свечей средний срок службы составляет не более 50 тысяч
километров пробега. Для платиновых и иридиевых — не более 90 тысяч
километров пробега. Естественно, эти цифры могут корректироваться в
зависимости, например, от того, какого качества бензин заливается в
автомобиль, и в каком состоянии находится сам двигатель. Поэтому многие
производители автомобилей рекомендуют заменять классические свечи при
прохождении каждого второго планового ТО (например, через 30, а затем 60
тысяч километров). При использовании платиновых или иридиевых свечей
срок эксплуатации может быть увеличен в полтора — два раза. Что будет, если вовремя не сменить свечи Допустим,
по какой-то причине положенный по регламенту срок замены свечей
зажигания истек, и владелец автомобиля не удосужился установить новые
элементы. Возможно, сразу это и не приведет к каким-то трагическим для
двигателя автомобиля последствиям. Но в один отнюдь не прекрасный день
машина попросту не заведется. Поэтому советуем обратить пристальное
внимание на признаки, свидетельствующие о скором выходе свечей зажигания
из строя. К признакам неисправности свечей зажигания относятся: — «троение» двигателя (его подергивает при езде и на холостых оборотах) — затрудненный запуск мотора (стартер срабатывает, но зажигание не происходит) — увеличение расхода топлива — увеличение выброса СО — ухудшение динамики двигателя (мотор не развивает максимальных оборотов и соответственно, падает его мощность) Если проигнорировать перечисленные выше признаки, возможен выход из строя двигателя. Одним
из печальных последствий неисправности свечей зажигания может быть
детонация в камере сгорания двигателя. В результате детонации
определенного объема смеси возникает ударная волна, которая в
зависимости от объема смеси, может иметь такую интенсивность, что своей
энергией заставит сдетонировать весь оставшийся в цилиндре заряд. При
отражении ударных волн от стенки камеры сгорания возникает звонкий
металлический звук. При сильной детонации стуки становятся громче,
мощность двигателя падает, в отработавших газах появляется черный дым.
Также во время сильной детонации мотор испытывает большие тепловые и
механические нагрузки на некоторые детали. Могут обгореть кромки поршней
и прокладки головки блока цилиндров, электроды свечей. Ударные волны
разрушают масляную пленку в верхней части цилиндра, вызывая, тем самым,
его повышенный износ. Итог: — В двигатель автомобиля нужно
устанавливать свечи, рекомендованные производителем, обращая внимание на
их калильное число и прочие характеристики — Несмотря на стабильную работу системы зажигания, состояние свечей необходимо проверять при каждом плановом техобслуживании —
Длительная эксплуатация (пробег 50 тысяч километров и более) возможна
при установке свечей с платиновыми или иридиевыми электродами — Для
продления срока службы свечей необходимо по возможности заливать только
проверенное топливо, вовремя менять фильтры, следить за правильностью
установки зазора свечи — При появлении признаков неисправности свечей
(«троении» мотора, повышения расхода топлива, «плавании» оборотов)
срочно обратиться на СТО или самостоятельно произвести замену этих
элементов на новые.